Бренды
О компании
Каталог

Зерно дало ростки инфляции

газета «Коммерсантъ» № 128 (3704) от 21.07.2007

Рост цен на базовые сельхозтовары — зерно и масличные, которые за последние две недели подорожали на 15%, привел к массовому повышению цен на продовольственном рынке. На этой неделе об увеличении отпускных цен на 10-15% объявили производители муки, макарон, майонезов, кондитерских изделий плодоовощной и рыбной консервации. Чтобы компенсировать увеличение себестоимости, единовременное повышение должно было составить не менее 20-25%, утверждают производители.

«Из-за роста цен на основные ингредиенты для производства майонеза — растительное и горчичное масла мы были вынуждены поднять отпускные цены на свою продукцию на 10-15%, в зависимости от позиции»,- говорит гендиректор ЗАО «Эссе Продакшн АГ» (ТМ «Махеевъ») Леонид Барышев. «Вынужденно повысили на 15% цены на майонезы и на 20% — на промышленные жиры (используются при производстве кондитерских и хлебобулочных изделий.- Ъ)»,- констатирует гендиректор крупного производителя растительных масел компании «Солнечные продукты» Сергей Иванов. Об аналогичном увеличении говорят производители муки, хлебобулочных, кондитерских и макаронных изделий, плодоовощной и рыбной консервации. «Повышение цен на фасованную продукцию в среднем по рынку составило те же 15%, а на развесные макароны из мягких сортов пшеницы до 60%, с 8 руб. за килограмм до 13 руб.»,- отмечает Андрей Гуров, гендиректор компании «Инфолинк», крупного дистрибутора и производителя макарон.

Основной причиной подорожания стал беспрецедентный рост цен на зерно и масличные: подсолнечник, горчицу. Эта сельхозпродукция и продукты ее переработки являются основным сырьем либо используются в производстве основной массы продовольственных товаров. Как уже сообщал Ъ (см. Ъ от 9 июля), в июле цены на зерно выросли более чем на 10%, что связано с более низким, чем в прошлом году, прогнозом урожая в России (76 млн тонн против 78 млн тонн в 2006 году), а также ростом цен на мировом рынке. Подорожание зерна уже привело и к резкому удорожанию муки. За две последние недели июня цена муки высшего сорта повысилась на 2255 руб. и достигла 9700 руб. за тонну. Мука первого сорта подорожала на 2055 руб. до 9040 руб. за тонну. Год назад в конце июня цены снижались, составив, соответственно, 6215 и 5605 руб.

Еще более сложная сложилась ситуация с семенами подсолнечника и горчицы. «Производители масложировой продукции уже исчерпали складские запасы семечки, а сырье нового урожая появится на рынке только в сентябре-октябре»,- говорит директор по сырью компании «Эфко» (ТМ «Слобода») Валерий Сергачев. «Патовая ситуация в этом году ожидается на рынке горчицы. В России урожай этой культуры прогнозируется на уровне 12 тыс. тонн, при ежегодных потребностях промышленности не менее 45 тыс. тонн»,- говорит начальник отдела маркетинга холдинга «ПомидорПром» Светлана Брусенцова. По ее словам, дефицит горчичного масла производители консервов — основные потребители этой продукции не смогут компенсировать даже за счет импортных поставок: в Канаде (крупнейший мировой производитель горчицы) также ожидается плохой урожай этой культуры. «Уже сейчас цены на горчичное масло достигли исторического максимума и составили 27 руб. за литр»,- отмечает госпожа Бусенцова.

Неутешительные прогнозы в отношении урожая заставляют большинство производителей говорить о новом подорожании. «Сейчас мы смогли увеличить цены на майонезы на 15%. Чтобы компенсировать увеличение себестоимости производства, эта цифра должна была составлять не менее 25%,- подсчитывает Сергей Иванов из ’Солнечных продуктов’.- На мучнистую кондитерку цены выросли на 10-15%, а для сохранения текущей рентабельности должны были вырасти на 20%». «Прибыль производителей майонеза, в связи с текущей ситуацией, упала вдвое»,- соглашаются в «Эссе Продакшн».

Торговые сети остаются практически единственным сдерживающим фактором, препятствующим дальнейшему повышению цен, отмечают производители. «Цены на сырье растут вместе с нашими затратами, а сети сегодня согласились лишь на трехпроцентное увеличение цены товара с нашей стороны»,- говорит Игорь Климашевский, коммерческий директор компании «Унисервис», производящей кондитерские изделия и рыбную консервацию. Другие производители подтверждают, что торговые сети настаивают на соблюдении заключенных контрактов на поставки товара в необходимых им объемах и по ранее зафиксированным ценам. «Рассматривать рост цен и изменение конъюнктуры рынка как форс-мажорные обстоятельства и идти на уступки готовы немногие»,- отмечает Леонид Барышев. По его словам, в результате многим производителям приходится работать с сетями в убыток: поставлять бутилированное масло по 8 руб. за литр, хотя затраты на сырье составляют 8,5 руб.

В пресс-службах компаний Х5 Retail Group и Auchan вчера отказались комментировать ситуацию. «5-7% — максимальный рост, на который могут пойти торговые сети, поскольку речь идет о повышении цен на одни из самых востребованных потребителями товаров»,- говорит коммерческий директор крупного дистрибутора кондитерских изделий московского региона «Ай-Си-Эс» Алексей Ражба. Многие производители соглашаются работать с сетями на невыгодных условиях, так как доля сетевиков в общероссийском масштабе невелика, отмечает гендиректор агентства «Точка роста» Роман Шалимов. По данным Федеральной антимонопольной службы, на рынке торговли продуктами питания она не превышает в среднем сегодня 6%. В городах-миллионниках доля сетей гораздо выше: 40-60%.

Автор: Светлана Ъ-Ментюкова.

 

Вернуться в Медиа-центр

Логин Пароль
Забыли пароль?
Как зарегистрироваться?